Вся жизнь — театр

просмотров: 146

Вся жизнь — театрВ одном из прошлых номеров газеты «Наша Вологда» в статье «Что тебе подарить» мы писали про театрального художника Александра Клочкова,оформившего за 20 лет работы в драмтеатре (с 1937 по 1957 год) более 100 спектаклей. После публикации к нам в редакцию пришла его дочь Тамара Александровна Шилова (Клочкова) с огромными альбомами с семейными фотографиями, афишами, эскизами декораций и рассказами о своей семье.

Театральный мастер

«Папа был уникальный человек. Очень талантливый художник, всегда в работе. Не семья, не дети, а театр был для него главным, был для него домом», — делится свои­ми воспоминаниями Тамара Александровна.

А ведь Вологда и еще семь городов Советского Союза, где довелось поработать Клочкову, могли и не увидеть удивитель­ных по оформлению спектак­лей, сказочных декораций и не­обыкновенных превращений на сцене. По желанию роди­телей Пантелеймона Алексан­дровича и Марии Павловны, которые были педагогами в одной из школ Архангельской губернии, Александр окон­чил школу с педагогическим уклоном и даже два года про­работал в школе. Карьеру ху­дожника он начал в 1931 году, поступив в Агиттеатр Котласа. Через год после смерти главы семьи Мария Павловна и два ее сына — Борис и Саша — пере­езжают в Вологду, где у Марии было много родни. Здесь семья Клочковых заново устраивает свою жизнь. 19-летний юно­ша стал работать художником в Клубе Октябрьской рево­люции, оформляя спектакли самодеятельных коллективов клуба. С 1937 года он еще и ху­дожник-постановщик Вологод­ского драматического театра. Именно в Вологде в полной мере раскрылся его талант, здесь накапливался опыт и росло мастерство.

В Вологде Александр на­шел и свое семейное счастье. С юной вологжанкой Вален­тиной Веселовой он позна­комился в ДКЖ. «В то время в клубе ставились изумитель­ные спектакли, было много самодеятельных коллекти­вов, была и своя балетная студия, в которую и ходила увлеченная театром Вален­тина», — рассказывает Тамара Шилова. У супругов родились двое детей — Юра и Тамара.

Потом грянула война, и 28-летний Александр Клочков ушел на фронт. «Он рисовал даже на войне, — рассказывает его дочь. — На обратной сторо­не присланных нам с Юрой писем он изображал военные будни. Переживал, получили ли мы подарки на Новый год, ведь даже во время войны театр не прекращал свою дея­тельность, а в Новый год для детей устраивались праздни­ки». Домой Александр вернул­ся в 1943 году после тяжелей­шего ранения. «Папе с това­рищем нужно было доставить донесение, была зима, они попали под обстрел, товарищ погиб, а папа выполнил за­дание, но попал в госпиталь с тяжелейшими обморожени­ями рук и ног. У него еще и болезнь глаз была — я малень­кая была, когда он вернулся, но помню, что все лицо у него было забинтовано. Казалось, что он и видеть больше не бу­дет».

Еще не вылечившись до конца, передвигаясь с палкой, с заболеванием глаз, Алек­сандр Клочков вновь возвра­тился в театр. «Его работоспо­собность была удивительной! Как часто он проводил бес­сонные ночи, особенно перед премьерой спектакля. Не оставлял он и работу в ДКЖ. Как сказочно он оформлял там новогодние праздники с кру­тящейся новогодней елкой! И, помимо этого, папа по настоя­нию мамы делал для украше­ния домашней елки игрушки из папье-маше и других под­ручных материалов, а также что больше всего отец уди­вил всех и даже московских специалистов <.> спек­таклем-сказкой для детей «Аленький цветочек» <.>.Очень трудно при постанов­ке на сцене сказок создать эф­фект исчезновения или пре­ображения героя, показать, как на глазах у публики сами собой передвигаются предме­ты или человек переносится по воздуху. В театре издавна используют простой метод -в нужный момент на мину­ту выключают свет. Но этот способ был для отца неинте­ресен и скучен. Он говорил, что зрители, особенно дети, должны удивляться, должны верить сказке, верить в чу­деса и знать, что добро всег­да победит зло. В спектакле «Аленький цветочек» все эти «превращения» происходи­ли на глазах у зрителей при включенном освещении. Се­крет всех «чудес» заключался в том, что главный худож­ник, обладая богатой творче­ской фантазией, использовал для трюков так называемый «черный кабинет», который применялся фокусниками в цирке».

При огромной загружен­ности в театре и ДКЖ Алек­сандр Пантелеймонович еще и много рисовал, ходил на этюды, писал пейзажи и на­тюрморты. Результаты его прогулок по Вологде его сын Юрий оформил в альбом «С карандашом по Вологде».

Из театра в театр

В 1956 году после разво­да Александр Клочков уе­хал из Вологды. Итогом его 20-летней работы стали 107 спектаклей. Покочевав по театрам страны, Клочков обосновался в Чернигове, ра­ботая главным художником музыкально-драматического театра. Всего за 45 лет творче­ской деятельности им было оформлено 233 спектакля. После выхода на пенсию в 1975 году он остался жить на Украине, где и скончался в июне 1980 года. После его смерти его вторая жена пере­слала дочери художника по почте огромный чемодан с его архивами — афишами, на­бросками, эскизами.

«На мне папины гены отды­хают, — улыбается Тамара Алек­сандровна. — У меня в школе по рисованию была тройка. Наш учитель рисования сме­ялся: вот тебе и дочь худож­ника. Талант папы полностью передался брату Юре. Он был правой рукой папы, его по­мощником». Но, как говорит Тамара Александровна, «кусо­чек таланта папы» и огромная любовь к театру достались и ей. Будучи учителем словесно­сти, она организовала в сред­ней школе № 4 г. Вологды дет­ский театр-студию «Фантазе­ры», просуществовавший пять лет, в постановках которого участвовали и дети, и учителя.