Страницы семейного архива

просмотров: 170

Страницы семейного архиваИнтересный дар Вологодскому музею в канун профессионального праздника сделала жительница города Вологды Тамара Александровна Шилова (Клочкова), передав вещи, фотографии и документы из семейного архива (всего более ста предметов).
Особый интерес вызывают материалы, касающиеся отца
Тамары Александровны - Александра Пантелеймоновича Клочкова, театрального художника, оформившего, по словам дочери, за свою долгую профессиональную жизнь 203 спектакля.
Творческий путь Александра Пантелеймоновича начался в 1931 году в Котласском агиттеатре, где он работал художником и пианистом.
В 1932 году семья переехала в Вологду. А.П. Клочков был главным художником в Клубе железнодорожников имени ХХ-летия Октябрьской революции с 14 октября 1932 г. по май 1941 г. и с ноября 1948 г. по март 1955 г., оформлял постановки театрально-самодеятельной мастерской (ТЕМАС, художественный руководитель А.В. Бадаев) и театра рабочей молодежи (художественный руководитель Карахотин): «12 месяцев», «Адвокат Патлен», «Молодая гвардия». Создавал декорации для музыкальных комедий «Гейша» и «Веселая вдова» Ленинградского передвижного театра музыкальной комедии, опер «Фауст», «Евгений Онегин» и «Травиата» Московского передвижного оперного театра.
В 1936 г. Александр Пантелеймонович сотрудничал с Вологодским театром юного зрителя, работал над спектаклями «Хижина дяди Тома», «Клад».

С 1937 по 1956 гг. основная деятельность А.П. Клочкова была связана с Вологодским областным драматическим театром, для которого он оформил более 100 спектаклей: «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Без вины виноватые» А.Островского, «Сорочинская ярмарка» Н.В.Гоголя, «Огни маяка» Карасева, «Пушкин» Глобы, «Земля» Н.Витры, «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Два клёна» Е.Шварца, «Московский характер» А.Сафонова и другие.
После Вологды Александр Пантелеймонович Клочков оформлял постановки Криворожского русского драматического театра им. Т.Г. Шевченко, Армавирского драматического театра им. А.В. Луначарского, Лысьвенского драматического театра Пермской области, Сарапульского городского драматического театра Удмуртской АССР, Республиканского русского драматического театра Марийской АССР; десять лет был главным художником Черниговского областного музыкально- драматического театра.

Супруга Александра Пантелеймоновича Валентина Петровна в молодости была также увлечена театром. В 1930-х годах она была балериной самодеятельной театральной студии в Клубе железнодорожников.
Сама Тамара Александровна Шилова не только унаследовала от своих родителей любовь к театру, но и продолжила семейную традицию. Она организовала в средней школе № 4 г. Вологды детский театр-студию «Фантазеры» и была его художественным руководителем.

Вологодский государственный музей-заповедник благодарен Т.А.Шиловой за передачу в дар материалов о своей семье.