А насчёт культуры можно поспорить!

просмотров: 138

добавить фото к этой публикацииЖительница Сыктывкара вступает в дискуссию с автором одной из публикаций «Красного знамени».

В номере «Красного знамени» от 28 октября прошлого года была помещена публикация под названием «Большой путь театра». Приурочили её к 80-летию Академического театра драмы имени Виктора Савина.

Я, коренная жительница республики и давняя поклонница театра, удивлена, что его юбилею был посвящён… доклад об истории нашего храма Мельпомены, подготовленный его артистом И. Н. Поповым ещё в 1969 году. Точнее было бы назвать этот «доклад» сухой канцелярской справкой, в которой, кроме перечисления цифр, имён, спектаклей, ничего другого практически нет.

Лично у меня вызвали отторжение уже первые строчки текста Попова. До тридцатых годов в республике, свидетельствует автор, вообще не было профессионального театра, культура народа была очень низкая.

Да, городского театра в Сыктывкаре не было, но насчёт культуры можно поспорить. В советские времена привыкли хаять всё, что было до революции. А между тем в Усть-Сысольске, переименованном потом в Сыктывкар, и до залпа Авроры кипела духовная жизнь. Во многих его домах действовали домашние театры. Ставились спектакли Островского, Гоголя, сказки Пушкина. Шли постановки, посвящённые православным праздникам: Рождеству, Масленице, Пасхе…

Ещё в 19-м веке проводились ёлки с импровизированными спектаклями. Я помню рассказы мамы, Валентины Михайловны, урождённой Мысовой, дочери священника Михаила Мысова, о том, как проводились тогда вечера. Готовили спектакли самодеятельные режиссёры и актёры, а зрителями были местные крестьяне. Наша хорошая знакомая Антонина Адольфовна Клочкова вспоминала и вечера, проводимые Виктором Савиным. Он ставил не только свои пьесы, но и классику. Артистами были все члены семьи Клочковых. Возглавляли труппу, понятно, глава семьи – судебный пристав Вологодского окружного суда по Усть-Сысольскому уезду, губернский секретарь Стефан Клочков и его жена Антонина Адольфовна. Блистала на самодеятельной сцене и их дочь Мария. В паре с ней играл её муж Николай Киселёв, оба впоследствии артисты Вологодского театра.

Домашние спектакли ещё до революции обретали статус выездных, ставились также в деревнях и сёлах. А это пример, связанный лишь с одной семьёй, была и масса других. Так что заявление о якобы низкой культуре коми народа до 30-х годов прошлого века следует отнести к существовавшей тогда политической конъюнктуре и не соответствует истине. Уже в то время коми интеллигенция прекрасно знала русский язык, на нём ставились и спектакли классиков. Листая журнал Усть-Сысольского уездного собрания, я наткнулась на материалы сессии 1893 года, в которых говорилось о моём прадеде, священнике Григории Мысове. Очень лестные отзывы были о его преподавании Закона Божьего. Вот выдержка из этих отзывов: «На его занятиях слышится русская речь без ошибок в согласовании слов, так что совсем забываешь, что ты находишься в зырянской школе».

Надо сказать, что школы были при каждом приходе, самодеятельность процветала. А при некоторых приходах были даже такие музыкальные инструменты, как органы. А сейчас есть ли в республике хоть один орган?! Кроме того, почти в каждом доме зажиточных усть-сысольцев была своя библиотека, содержавшая не только духовные книги, но и классическую литературу.

Стоит ли удивляться, что уже при зарождении драмтеатра заблистали такие артистические таланты, как Дольская, Киселёв, Суркова, а позже Тарабукина (Русина), Шамраев!..
Меня задело в так называемом «докладе» Попова сухое, бесстрастное перечисление артистов, стоявших у колыбели драмтеатра. Я с юных лет ходила с мамой на спектакли и на всю жизнь была очарована их игрой. Красавицей Кирой Сахаровой и озорным, обаятельным Николаем Дьяконовым. Главную роль Егора Булычёва в спектакле Горького исполнял мой дядя Пантелеймон Мысов. Это был великий актёр. Играл он и Ленина, и ничуть не хуже знаменитого экранного исполнителя этой роли Щукина.

Каждый спектакль был событием в культурной жизни Сыктывкара. Можно бесконечно перечислять имена артистов коми драмтеатра, сделавших нашу жизнь духовно богатой, облагородивших её в разные годы. Ермолин, Мысова, Леканова, Сидорова, Турубанов, Попов, Ильчуков, Красильников, Лыткина, Ларев, Пельмегов, Туркина… Стоит ли удивляться, что именно из артистических рядов нашего театра вышли два народных артиста СССР – Иван Аврамов и Глафира Сидорова! А ведь даже об этом в опубликованной справке Попова не сказано ни слова. Юбилейную дату так не отмечают.