Кузница писателей

просмотров: 156

добавить фото к этой публикацииВ начале прошлого века Деревянская второклассная школа воспитала плеяду великих людей

В 1900 году в селе Деревянск открылась второклассная школа для подготовки учителей церковного ведомства. Из её стен вышли поэт и драматург В. А. Савин, писатель В. Т. Чисталёв, педагог Т. В. Ветошкин, финансист Ф. Г. Панюков, комиссар-чекист М. Т. Трубачев и многие другие.

Это было двухэтажное здание с классными комнатами, кухней и столовой, квартирами для учителей, общежитием для учащихся. Во дворе баня, коровник, амбары, огород и ещё две десятины земли. В 1904 году около школы заложен сад: учащиеся и учителя посадили 150 деревьев и 100 кустарников. Попечителем школы был священник из Петербурга Александр Красов.

Среди 13 предметов, преподаваемых в школе, были история, география, дидактика, геометрия, рисование, черчение. Учителями в 1900 году были Я. В. Спасский, Л. А. Каплин, заведующим и законоучителем – Дмитрий Яковлевич Попов.

В связи с избранием Д. Я. Попова в 1912 году депутатом Госдумы с 1913 года заведующим стал священник Зосима Клочков. Ежегодно одному из учеников присуждалась стипендия от имени епископа Вологодского и Тотемского в сумме 34 рубля. В 1904 году такая стипендия была назначена Архипу Логинову.

В 1904 году в школе учились 27 учащихся, окончили учёбу десять человек, среди них В. А. Савин. В 1908 году – 29 учащихся, окончили – 7, среди них В. Т. Чисталёв, который получил место учительского помощника в Пожегодской церковно-приходской школе. В 1912 – 31 учащихся, окончили школу 9 человек, среди них М. Т. Трубачев, который получает место учителя в Позтыкеросской церковно-приходской школе. В 1916-м – 26 учеников, оканчивают 8, среди них В. Т. Ветошкин и Ф. Г. Панюков.

Будущие учителя проходят практику, то есть дают уроки в образцовой церковно-приходской школе, помещающейся в этом же здании, где с 1900 года обучает Ия Африкантовна Каплина, а с 1904 г. – Иван Георгиевич Сюрвасев.

«Каждый понедельник и четверг во второклассной школе пел хор, – писал в отчёте заведующий школой Д. Я. Попов. – Всего в хоре участвовало 19 человек, в том числе в басовой партии – 4, тенорной – 5, дискантной – 5, альтовой – 5. Должность регента исполнял старший учитель Каплин. Басовую партию исполнял волостной писарь Николай Иванович Есев, альтовую партию – Д. Я. Попов, дискантную – Ия Каплина. Два раза в неделю, а перед прадниками до трёх-четырёх раз с 7 до 10 часов хором исполнялись музыкальные пьесы Турчанинова, Лобова, Баратынского, Ломакина, Виноградова, Орлова, Смирнова. В год до 50 пьес» (НА Рк ф 179 оп 1 едхр 16).

Для жителей Деревянска, Ручи, Аныба, а часто и для жителей Носима, Кужбы и Усть-Кулома проводились чтения с показом световых картин с помощью волшебного фонаря (своеобразное кино – А.П.).

«Таковые чтения, – далее в отчёте писал Д. Я Попов, – посещало до 400-700 человек в раз. Обширное помещение первого класса с прилегающим к нему длинным коридором не могло вмещать всех желающих, и картины показывались в два приёма. В первый раз – во время чтения, во второй раз – после, для тех, которые во время чтения стояли в отдалении или даже на улице. От нестерпимой жары и духоты среди зимы приходилось настежь открывать окна, тем более что свет фонарей лампы американского типа – с тремя горелками – меркнул и слабел от недостатка воздуха. Начинались чтения в пять-семь часов вечера и заканчивались в девять-десять. Необыкновенное впечатление производили чтения на простых слушателей. Многие из них при виде картин с изображением страданий спасителя плакали навзрыд. И когда кончалось чтение, народ неохотно расходился. И готовы были простоять всю ночь. Только убока фонаря убеждала их в том, что чтения закончились, и они успокаивались на обещание провести чтения и на будущей неделе» ( НА Рк ф 179 оп 1 ед хр 11-16).

Артистка Драмтеатра имени Виктора Савина Клара Матвеевна Трубачёва-Леканова рассказывала мне: «Я стала артисткой благодаря М. Т. Трубачёву, окончившему в своё время Деревянскую второклассную школу. С малых лет дядя Михаил рассказывал мне об этой школе, о своей учёбе, о хоре и чтениях. Он же знакомил меня с тенором, альтом, басом. В деревянской же школе он получил навыки фотографирования, которое, можно сказать, стало его профессией».