главная статьи фото видео форум
 



просмотров: 2168

Т. Г. Флоренская о семье Цыпановых

Республика Коми, Сысольский р-н, с. Визинга

Цыпановы Александр Евгеньевич (1867-1942) и Парасковья Панфиловна (1874-1956), дети: Мария, Елена, Николай, Дмитрий, Александра, Наталья, Ольга, Анна.

МАРИЯ (1896 – 1982)


Детские годы в семье, начальная школа с. Визинги («Нонна-школа» - по имени учительницы Нонны Егоровны Поповой). Школа находилась за церковью. Это было специально построенное под школу одноэтажное несколько растянутое в длину здание. Внутри помещения под классы и специальные комнаты, а также жилые помещения для проживания учительницы. Затем они с сестрой Леной поехали к тете Нине Панфиловне в г. Усть-Сысольск (ныне г. Сыктывкар). Учились и закончили городскую гимназию. Продолжить образование поехала в Петербург. Там её застала революция, разруха, голод. Уехала в с. Клобукино, перебилась кое-как, потом добралась до дома. Преподавала биологию, рисование в средней школе с. Визинги. Еще продолжались революционные годы, когда вышла замуж за Григория Могилова (позже – Правдина, он поменял фамилию), тогда военного. Родилась дочь Тамара. Вскоре они расстались. Впоследствии Тамара взяла фамилию матери – Флоренская. Второй муж Марии – Павел Васильевич Флоренский – был преподавателем русского языка и литературы в ср. школе с. Визинги. Их сыновья – Гелиос и Олег (умер младенцем). Мария закончила Вологодский Педагогический Институт заочно. Позже она рассталась с Флоренским П. В.

После с. Визинги год работала в ср. школе с. Айкино. Затем семья переехала в г. Сыктывкар. Поселились в комнате у тети Нины Панфиловны на ул. Бабушкина, дом № 33. Мария Александровна работала в Коми Государственном Педагогическом Институте. Преподавала методику преподавания биологии в школе. Вела практические занятия студентов и разбор изложенного материала урока в базовой школе №1 (бывшей гимназии). В этой же школе организовала из школьников кружок юннатов, который функционировал на протяжении многих лет. Под ее руководством ставились опыты в условиях класса и на пришкольном участке. Велись наблюдения за развитием разных растений в различных условиях произрастания. Школьники занимались увлеченно и с большим интересом.

Тамара и Гелиос учились в г. Сыктывкаре в средней школе №1 – бывшей женской гимназии. Это специально построенное двухэтажное кирпичное здание с большими окнами, светлыми классами, с печным отоплением, с просторным залом на втором этаже. Пол в зале устлан прекрасным паркетом. Его, особенно на новогодние праздники, так до блеска натирали воском, что можно было по нему легко прокатиться. На праздничный новогодний вечер приглашали духовой оркестр из городского пожарного учреждения. Он в основном играл вальсы, краковяк и разную танцевальную музыку. Современных «роков» еще не потребляли. Но было весело.

В свободное от учебы время Геля всегда был чем-либо занят. Интересовался разными техническими новшествами и посещал радиотехническую студию, собрал радиоприемник. Увлекался фотографией довольно серьезно. Как-то печатал фотографии всю ночь, а назавтра в школе на одном из уроков не удержался и задремал. Он признался и предупредил об этом Соню, свою соседку по парте. Получился казус, он спросонья вскочил, чтобы отвечать и насмешил весь класс.

Старался укреплять свое физическое состояние, занимался спортом, катался на лыжах, коньках, играл в футбольной команде. Много читал и интересовался литературой разного периода. Учился игре на скрипке и неплохо исполнял небольшие произведения.

Выпускной вечер Гелиного 10-го класса «А» и класса «Б» средней школы №1 был 21 июня 1941 года. Потом гуляли по городу до утра. А утром… Утром было сообщение… Радостные эмоции молодых сердец были отравлены трагическим сообщением о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу страну. Всё изменилось, перевернулось, началась Великая Отечественная Война.

Сначала среди народа была растерянность. Что предпринимать, как себя вести? Так Ленинградский Химико-Технологический институт, где училась Тамара (то есть я), на запрос студентов – как поступать в данной ситуации – приглашал приехать для продолжения учебы и прислал пропуска для выезда в г. Ленинград. Тамара с подругой «с дуру» поехали на учебу. Обстановка вокруг Ленинграда быстро менялась, его окружали фашистские десанты. Студентки сначала на пароходе добрались до Котласа, потом поездом поехали в г. Ленинград. Еще не доехав до города, на каком-то полустанке объявили по составу, что дальше поезд не пойдет. Пассажиры из вагонов моментально куда-то рассыпались, и было непонятно, куда идти и что делать, спросить было не у кого. Кругом на запасных путях стояли порожние товарные составы. Станции не было видно. Надо было уж как-то добирать до г. Ленинграда. Удалось выяснить, что порожний товарный состав пойдет в сторону г. Ленинграда. Мы забрались в пустой товарный вагон без крыши и стали ждать, когда он тронется. Когда начало смеркаться, состав тронулся и пошел тихим ходом. Часто останавливался. По пути следования подсаживался офицер, который не советовал нам ехать в г. Ленинград, но куда уже было деваться? Подсаживался и немолодой солдат, который нас пожалел, мои ноги даже прикрыл своей шинелью. К утру мы добрались до пригорода Ленинграда – Волхова, и тут же завыла сирена воздушной тревоги. Мы вместе с другими пассажирами поспешили в укрытие – «щель». К счастью, тревога была быстро снята, и мы поспешили на электричку. Они еще ходили, и мы добрались до города.

В Ленинграде жил тогда наш родственник – муж младшей маминой сестры Анны Алексей Сергеевич Скобелев, инженер в Государственном Управлении Шоссейных Дорог (ГУШДор). У Алексея Сергеевича была другая мамина сестра – Оля. Она меня обругала за приезд. А когда я пришла в институт, то там творилось что-то непонятное, царил полный хаос. Никто толком не знал, что делать и как поступать. Я растерянная вернулась на квартиру Алексея Сергеевича, но он быстро сумел разобраться в положении дел и организовал мой выезд из города. Я должна была добраться до г. Горького, забрать эвакуированных туда Аню с маленьким Сережей (жену и сына Алексея Сергеевича) и привезти их в Сыктывкар. Я поехала с семьей сотрудника их организации ГУШДора на грузовой машине, крытой брезентом. Попытка проехать сразу на юг не удалась, т. к. там уже дорогу перекрыли фашистские десанты. Пришлось вернуться и ехать на север через Ладожское озеро к р. Волге. До Ладожского озера уже долетали фашистские самолеты и обстреливали паромы. Пока двигалась наша группа машин, над нами свободно и безнаказанно пролетел фашистский самолет-разведчик с резко стреляющим звуком мотора. Было страшно. Переночевали в деревне. Ранним утром добрались до Ладоги, погрузились на паром и, к счастью, благополучно переправились через нее. Затем добрались до берега р. Волга, который был усыпан людьми. Ждали пароход, который должен был плыть вниз по р. Волга до г. Горького. Пароход пришел только вечером и очень маленький, грузовой. Все кинулись к нему, и он оказался сильно переполненным и перегруженным, до самой верхней фарватерной линии. Люди могли только стоять плечом к плечу. Постепенно успокоились, и пароход пошел тихим ходом. Плыли всю ночь в тихой бархатной темноте. Только иногда мелькали маленькие огоньки. Река поражала своей шириной и мощью. К утру доплыли до г. Горького. Город был переполнен эвакуированными людьми, но чувствовался порядок, и в многочисленных торговых точках можно было выкупить свой суточный паёк хлеба по карточке. Я разыскала Аню с маленьким Сережей и купила билеты на поезд до г. Котласа, чтобы завтра же уехать. Поезд был почти пустой и без всякой обслуги. В г. Котласе сели на пассажирский пароход и доплыли до г. Сыктывкара. Устроиться с жильем пришлось опять же у Нины Панфиловны. Жили все согласно, поддерживали друг друга. Мария Александровна преподавала в Коми государственном педагогическом институте, бабушка Парасковья хлопотала по дому, я работала лаборантом в лаборатории биохимии Базы АН СССР по изучению Севера им. С. М. Кирова, Геля учился на физико-математическом факультете Коми государственного пединститута.

Летом 1942 г. студенты работали на сплотке плотов в Верхнем Чове. 10 км отшагивали утром и вечером. Чтобы не опоздать на работу, просыпались в 4 часа утра.

В августе 1942 г Гелиоса призвали в армию. Провожали мы его в армию из г. Сыктывкара на пароходе. После затянувшегося прощания с мамой он запрыгнул уже в отчаливающий пароход и поднялся на верхнюю палубу. Было очень тревожно и грустно. Мама с дядей Колей и я долго сопровождали Гелю прощальными жестами с береговой кручи, пока пароход совсем не скрылся из виду.

Потом Гелиос был в училище под г. Москвой. Он стал сапёром в звании ефрейтора. Из училища его направили на фронт. Служил в 70-м Свирском гвардейском отдельном тяжёлом танковом полку. Участвовал в боях на разных направлениях. С 1944 г. кандидат в члены ВКП(б). Приказом №9/н от 19.10.1944 г. по 70 гв. ОТТП 47А1 Белорусского фронта гвардии рядовой Гелиос Павлович награжден медалью «За боевые заслуги» (ЭБД «Подвиг народа» ЦАМО, ф33, оп 690155 ед. хр. 2880). Бои уже шли на территории Германии, гитлеровские войска отступали. Как участнику боёв за овладение Дойч-Кроне в Померании и столицей Польши г. Варшавой приказами Верховного Главнокомандующего (№274 от 11.02.1945 г. №223 от 17.02.1945 г.) были объявлены благодарности. За образцовое выполнение боевых заданий командования Гелиос Флоренский был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. При форсировании р. Одер в Померании в бою наш Гелиос погиб 7 марта 1945 г. Ужасное свершилось. Для нас, а особенно для матери, наступили бесконечно тяжелые трудные дни. Потеря родного человека, невосполнимая потеря, горькое ощущение невозвратности. Мама много месяцев не могла спать. Я не была около нее, т. к. с 1943 г. продолжала учебу в г. Москве, что еще больше огорчало нас обеих.

Но время шло. И вот наконец-то долгожданная Великая Победа. Грусть и восторг, слезы и радость, но главное – мир. Конец ужасной войне. Голос Левитана, ликование народа, весна, 9 мая. Переполненные народом улицы Москвы. Красная площадь, в темном вечернем небе портрет Сталина и Красное знамя победы, салют и фейерверки по всему городу. Вздох облегчения по всей стране.

Мария Александровна за свою педагогическую работу в Коми Государственном Педагогическом Институте была отмечена благодарностями, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» В мирное время продолжились трудовые будни и активное участие в делах института со студентами факультета.

В 1946 г я закончила институт в г. Москве и приехала к матери в г. Сыктывкар. Работала сотрудником лаборатории биохимии Коми филиала Академии Наук СССР. Позже, в 1952 г., уехала в г. Москву в аспирантуру Института биологии АН СССР в лабораторию Члена корреспондента В. Л. Кретовича. Защитила диссертацию и работала в той же лаборатории.

Мария Александровна продолжала работать методистом в пединституте. Она собрала и подытожила интересный, оригинальный материал по методике преподавания биологии в школе. Ей посоветовали оформить его как кандидатскую диссертацию. Консультантом была назначена «дама» из московских чиновников от вузов. Она воспользовалась скромностью Марии Александровны и нахально украла ценный собранный и оформленный материал для своей диссертации и защитилась. А Марии Александровне хладнокровно объявила, что она использовала ее материал и Марии Александровне уже нельзя воспользоваться этим материалом вторично. Вот так беспардонно обошлись с провинциальным специалистом московские чинуши.

Я была замужем за Владимиром Ивановичем Марковиным, сотрудником Института Археологии АН СССР. У нас родилась дочь Вера. Мария Александровна с самого начала приняла непосредственное участие в воспитании внучки. Жила в семье дочери (то есть в нашей семье). Вера после школы училась в Московском Государственном Университете на юридическом факультете. Специальность – юрист.

Мария Александровна всегда, когда имела свободное от работы время, любила использовать его для своего увлечения живописью. Она делала акварельные зарисовки и писала маслом пейзажи по памяти. Для нее это было приятной отдушиной. Она всегда интересовалась происходящими событиями. Была талантливым увлеченным педагогом. Охотно отдавала свои знания студентам. Ее ценили и уважали. У нее была обширная многолетняя переписка с окончившими студентами, уже работающими в разных уголках страны.

Мария Александровна прожила богатую событиями, плодотворную жизнь. Она ушла из жизни, когда ей было 86 лет. Светлая ей память от всех нас.

Внучка Вера вышла замуж за Иванова Игоря Ивановича, у них сын Дмитрий.

ЕЛЕНА (1898 – 1985)


В семье была вторым ребенком. Начальную школу кончила в с. Визинге. Потом вместе с Марией уехали под покровительство тёти Нины Панфиловны. Жили у нее и учились в Усть-Сысольской гимназии. Затем Елена получила образование педагога русского языка и литературы. В г. Перми преподавала в средней школе. Вышла замуж за Василия Бусыгина. Родился сын Дорион (назвали в честь Дориана Грея).

Елена Александровна всегда была собранной, целеустремленной, полноценно освещала материал урока. Она отличалась волевым характером и всегда добивалась намеченной цели. Ее ценили как эрудированного педагога. Дорион после окончания школы учился в Московском институте заочно. Женился на Елене. Их дети: сын Василий, дочь Елена. Через некоторое время Дорион с семьей переехал в Санкт-Петербург. Работал в научно-исследовательском институте. Затем к ним приехали родители. Елена Александровна всегда принимала участие в воспитании детей. Старалась привить интерес к литературе, искусству, умение проявлять самостоятельность. Сама она с удовольствием предавалась фантазии рисунка. Ее хобби было увлечение карандашным рисунком. Создание трогательных очертаний лиц, линий, передающих пластику движений, сценки сценки из сказок.

Вот такой была Елена Александровна.

Внучка Елена вышла замуж за Михаила, их дети: дочь Мария и сын Даниил.

НИКОЛАЙ (1900 – 1975)


Учился и закончил начальную школу дома, в с. Визинга. Затем учебу продолжил в г. Усть-Сысольске в Учительской Семинарии. Стал преподавателем математики. Сначала работал в средней школе с. Визинга. Был и ее директором.

В село приехала учительница начальных классов Вера Всеволодовна Стенина. Они познакомились, подружились, а потом и поженились. Позже переехали жить и работать в г. Сыктывкар. Родился сын Леонард, но умер, будучи еще младенцем. А в 1927 г. родилась дочь Ариадна.

Николай Александрович преподавал математику в кооперативном техникуме, речном училище, кирульской школе № 13, в сыктывкарской школе №1. Сухую математику умел преподнести в виде остроумного увлекательного материала, мог ввернуть и шуточку. Учащиеся его очень любили и с удовольствием шли на уроки математики.

Вера Всеволодовна очень умело, даже талантливо вела преподавание в начальных классах, служила примером другим учителям. Была отмечена высокой наградой – ее наградили орденом Ленина. Она была гостеприимной хозяйкой.

У них, почти как член семьи, жил экземпляр кошачьей породы – достаточно крупный, сообразительный. Его очень баловали, многое ему разрешалось, а он демонстрировал свои способности.

Николай Александрович всегда интересовался всеми происходящими событиями. Прекрасно знал древнюю, иностранную и русскую классическую литературу. Писал стихи, небольшие очерки и даже поэму «О солнце, солнце!» Свой поэтический дар пробовал и в двустишии, и в одностишии. В стихах передавал свои чувства, восприятие и описание природы, красоту мироздания, философию жизни.

Вместе с дочерью Ариадной побывал в экспедиции в тундре и был поражен ее красотой в июльском многоцветии трав, в трепете листвы карликовых деревьев, в зелени хвойных.

Трогательно относился к детям. Так для подрастающей дочери Ариадны рисовал различные забавные картинки. Позже для Веры (дочери племянницы Тамары) рисовал сценки с человечками из жизни детей и их курьезы.

Николай Александрович был интересным рассказчиком, собеседником, шутником.

Дочь Ариадна после окончания школы училась и закончила Сыктывкарский Государственный Педагогический Институт, биологический факультет. Работала в музее города, затем в Коми филиале АН СССР – в Институте биологии в отделе почвоведения. Много ездила в экспедиции по исследованию тундровых почв. Защитила диссертацию, кандидат с/х наук.

ДМИТРИЙ (1902 – 1935)


Как и Николай, после окончания школы в с. Визинге учился в Усть-Сысольской Учительской Семинарии, окончил ее. Потом увлекся живописью, поехал в г. Петроград. В революционные годы в одном из комитетов занимался ведением канцелярского хозяйства, оформлением необходимых материалов, документацией, печатал. Условия были суровые, приходилось часто находиться в неотапливаемом, продуваемом сквозняками помещении, голодать. Он простужался и заболел туберкулезом легких.

Позже познакомился с художниками Петрограда, писал картины (не сохранились), был в их сообществе. Но жизнь была неустроенной. Сестры, которые приехали учиться в Ленинград, старались его всячески поддержать. Но им самим было нелегко. Приехали они в разное время и учились в разных вузах, все были студентками и только. Дмитрий как мог держался. Но картины его и других художников были почти не востребованы. Было всё непросто. А через определенное время у Дмитрия наступило ухудшение здоровья, организм не смог справиться с болезнью, и Дмитрий скончался.

АЛЕКСАНДРА (1906 – 1993)


После окончания Визингской школы она так же, как и предыдущие Цыпановские дети, поехала продолжать учебу в г. Сыктывкар. Нина Панфиловна приняла участие и в ее судьбе. Помогла получить образование. Потом она работала учительницей в школе. В отпуск поехала отдыхать на юг и познакомилась с симпатичной девушкой-ленинградкой, с которой они подружились. Вскоре она поехала в г. Ленинград учиться. Поступила в Педагогический Институт и закончила его. Получила образование преподавателя математики средней школы.

Направили ее на работу под г. Ленинград в Волховстрой. Там она встретила инженера Ляликова Сергея Александровича. Очень положительного, порядочного, симпатичного человека. Они полюбили друг друга и решили пожениться. Через некоторое время переехали в г. Москву. Стали жить и работать под Москвой на станции Мамонтовская С.Ж.Д. Родился сын Владимир. Александра Александровна продолжала преподавание в мамонтовской ср. школе. Уроки выстраивала увлекательно и интересно. Учащиеся ее очень любили, относились с большим уважением. Ее ценили как опытного, хорошо владеющего материалом педагога. Перед самым началом Великой Отечественной войны родилась дочь Наталья. Сергея Александровича взяли в армию. Всё складывалось непросто, хватало всяких жизненных трудностей, но все трудности она старалась преодолеть достойно.

Со временем в г. Москву приехала Ольга Александровна и Анна Александровна. В 1943 г. приехала и я продолжить учебу в институте. Жизненных трудностей хватало у всех. Поддерживали друг друга в это непростое время, как могли. Александра Александровна преподавала в школе, растила детей, вела хозяйство. Шло время. И вот наконец-то свершилось – пришла долгожданная Победа, наступил долгожданный мир. Неизмеримой ценой, но всё же свершился великий подвиг нашего народа. Вздох облегчения, радость свершившегося. Постепенное восстановление размеренного ритма жизни.

В Мамонтовку родственники приезжали часто. Иногда собирались большие компании. Вели себя свободно, непринужденно. Александра Александровна и Сергей Александрович были всегда приветливыми, радушными хозяевами. Хозяйка, как поэтическая натура, развлекала гостей разговорами на литературные темы, вдохновенно читала стихи и легко вовлекала в беседу всех присутствующих. Летом совершали прогулки на природу, через речку Учу на другую сторону по цветущим лугам к водохранилищу в сторону горы Акулово. Хочется вспомнить В. Маяковского, бывавшего в этих местах и написавшего в 1920г известное стихотворение. Вот его начало:

НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ
(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара, жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы — деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею — дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.


и т.д.

Дети выросли, получили высшее образование.

Владимир – специалист по радиотехнике, лауреат государственной премии СССР, полковник. Был женат на однокласснице Ирине, но она тяжело заболела и умерла молодой. Вторично был женат на Елене, у них сын Алексей.

Дочь Наталья была преподавателем английского языка в ср. школе. Вышла замуж за Бориса Жигайло, их дети – Александр, Людмила, Сергей. Александр женат на Наталье, у них дочь Ольга. У Людмилы муж Сергей, дети – дочь Виталия и сын Тимофей. Сергей женат на Светлане, у них дети – Даниил, Никита и Анастасия.

Александра Александровна и Сергей Александрович прожили дружную счастливую жизнь, в конце жизни жили в семье дочери Натальи.

НАТАЛЬЯ (1904 – 1935)


Была девочкой болезненной, у нее случались недомогания, но конкретно, от чего она страдала, тогда еще не могли определить. Она, как и остальные дети Цыпановых, получила образование и преподавала. Она была самой симпатичной из сестер, самой красивой. Еще совсем молодой она погибла при родах, не сумели спасти. Родился здоровый мальчик. Через несколько дней Мария Александровна поехала, чтобы забрать ребенка в семью, но уже не застала его в живых. Не уберегли его, и он скончался. Такая вот произошла печальная история.

ОЛЬГА (1908 – 1998)


После начальной школы с. Визинги училась в г. Сыктывкаре в педагогическом техникуме. После окончания была направлена на работу в очень отдаленный южный район республики. Туда добираться можно было по лесным дорогам через топи только верхом на лошади. Но местное население было очень доброжелательным, во всем шло навстречу.

Для продолжения образования, через определенное время она уехала в г. Ленинград и поступила в Педагогический институт. Окончила институт по специальности педагог биологии и химии. Была направлена на работу в ср. школу под г. Ленинград. Успешно работала. Но вот налаженная жизнь была прервана вероломным нападением гитлеровской Германии. Была направлена рыть окопы на подступах к городу. Обстановка быстро менялась. Фашистские войска старались взять город в кольцо. Ольга Александровна перебралась в г. Ленинград. Начались тревожные блокадные дни, холод, нехватка продовольствия, а потом и голод.

И вот однажды с «большой земли» приехали коллеги в Управление, где работал Алексей Сергеевич Скобелев, муж Олиной сестры Анны, и привезли буханки хлеба, одну из которых подарили Ольге Александровне. Она радостная пошла домой, а по пути отщипывала кусочки от буханки. Когда дошла до дома, то обнаружила, что от буханки ничего не осталось, и нести уже было нечего. Но зато это был праздник небывалый. Государственное Управление Шоссейных Дорог, где работал Алексей Сергеевич, продолжало работать несмотря ни на что, но всё же потом оно было эвакуировано из г. Ленинграда в небольшой городок. Вместе с ними эвакуировалась и Ольга Александровна. Условия жизни были трудными, особенно с продовольствием. Ольга Александровна устроилась на работу в среднюю школу. Очень беспокоилась за здоровье Алексея Сергеевича. Всячески старалась его поддержать, как могла. ГУШДор выполняло очень нужную и необходимую работу в условиях военного времени. Всё было направлено на лучшее исполнение поставленных задач. Потом, через определенное время Государственное Управление Шоссейных Дорог было переведено в г. Москву. Туда переехали и Алексей Сергеевич, и Ольга Александровна. Ольга Александровна устроилась на работу в среднюю школу и жила в общежитии.

Время шло. И вот, наконец, свершилась наша долгожданная победа, радостная и грустная, многообещающая и горькая. Налаживалась наша мирная жизнь. Спустя какое-то время Олю перевели в другую школу и выделили ей комнату под жильё в школьном здании. Учебный материал на уроках она преподносила интересно, вела занятия увлеченно. Учащимся нравились проводимые ею занятия. Учитывая ее незаурядные организаторские способности, она была назначена завучем средней школы. Ольга Александровна успешно работала в этой должности много лет. Ее очень ценили как хорошего педагога, энергичного руководителя и организатора учебного процесса в средней школе. За достойную педагогическую и организационную работу в средней школе ее наградили почетным знаком (точное название не знаю).

В школу пришел после демобилизации фронтовик-художник Ефрем Иванович Зверьков с намерением воспользоваться свободным помещением под художественную мастерскую. Он познакомился с Ольгой Александровной как с хозяйкой положения, и они договорились обо всем. Сам Ефрем Иванович после возвращения с фронта Отечественной Войны лечился в госпиталях, но был еще слаб здоровьем и чувствовал себя недостаточно уверенно в мирной жизни.

Знакомство с Ольгой Александровной благоприятно повлияло на самочувствие художника и придавало уверенность в принятии необходимых решений, вселяло уверенность в свои силы и возможности. Взаимопонимание Ольги Александровны и Ефрема Ивановича очень сблизило их, между ними возникло высокое чувство любви и доверия, и они построили совместную жизнь.

У Ефрема Ивановича уверенно проявился художественный талант, он состоялся как художник. Работал под наблюдением народного художника Пластова и считал себя его учеником. Сначала писал картины на разные темы, больше бытовые. При написании ряда картин Ольга Александровна ему часто позировала. Позже перешел на пейзажную живопись. Он ездил на родину Ольги Александровны в Коми АССР на север республики. Сделал много этюдов. Довольно много его картин небольшого размера – пейзажей, подернутых дымкой - экспонируются в Третьяковской галерее. Ефрем Иванович успешно работал на руководящих постах в Российской Академии Художеств. Имел звание народного художника РСФСР, на протяжении многих лет был вице-президентом Российской Академии Художеств. Много тратил времени на организационные работы и мероприятия. Всегда старался поддержать и помочь начинающим художникам в их становлении. Ольга Александровна всегда старалась создать благоприятные условия для того, чтобы творческая жизнь Ефрема Ивановича протекала успешно и плодотворно. Так их жизнь протекала в согласии и гармонии.

Ефрем Иванович принимал непосредственное участие в работах по внутренней отделке вновь построенного в г. Москве Храма Христа Спасителя. Вложил много усилий как в оформление его интерьеров, так и, главным образом, в исполнение внутренней настенной росписи собора. Работы проходили под его наблюдением и с его участием с самого начала и до окончательного благоустройства Храма. За большой проделанный труд Ефрем Иванович был отмечен вниманием на государственном уровне.

Ольга Александровна всегда поддерживала связь с родственниками, старалась помочь советом и делом. Она прожила насыщенную, богатую событиями жизнь в постоянном контакте с родными людьми.

АННА (1913 – 1993)


Самая младшая из детей Цыпановых. После окончания начального и среднего образования поступать в институт тоже поехала в г. Ленинград, как и старшие. Училась и окончила Педагогический институт по специальности математика. Вскоре вышла замуж за Алексея Сергеевича Скобелева, инженера по строительству шоссейных дорог. Сначала они работали в одном из городков под г. Ленинградом. Родился сын Сергей. Они переехали в г. Ленинград. Аня занималась воспитанием сына, Леша работал в Государственном Управлении Шоссейных Дорог.

Когда в 1939 г. после окончания школы я поступила в Ленинградский Химико-технологический Институт им. Ленсовета, мне не смогли предоставить место в общежитии, то Анина семья дала мне возможность жить у них, хотя это было для них достаточным неудобством. Два года учебы, а потом… Потом началась Великая Отечественная Война. Алексей Сергеевич сначала отправил Аню с Сережей в г. Горький к своим родным. Но немного погодя, когда я приехала в Ленинград и оттуда уезжала домой, он распорядился забрать их из г. Горького и вместе поехать в г. Сыктывкар. Город Горький был переполнен эвакуированными людьми, толпы двигались по улицам, но был должный порядок. Назавтра же после моего отъезда мы поездом ехали на Север. Вагоны были полупустыми, без предоставления каких-либо удобств. После приезда в г. Сыктывкар Аня с Сережей тоже поселились у Нины Панфиловны в проходной комнате. Тревожное время, переживание происходящих событий. Но всё же произошла желанная встреча родных людей. Младшая дочка Анна встретилась с матерью и отцом, со старшей сестрой Марией и братом Николаем, а ее сынишка Сережа познал бабушку и дедушку, тетю и дядю.

Государственное Управление Шоссейных Дорог, где работал Алексей Сергеевич, эвакуировалось из блокадного г. Ленинграда недалеко в небольшой городок (не помню названия) и Оля (сестра Ани) вместе с ним. Жизнь была очень скудной и трудной, особенно со снабжением продовольствием. Через некоторое время Алексей Сергеевич с Олей приезжали в г. Сыктывкар повидаться с Аней и Сережей, ну и с нами. Свидание было очень коротким, не больше суток. Зимняя дорога на машине занимала много времени. А время было военное. Работа продолжалась. Позже ГУШДор перевели в г. Москву. Алексей Сергеевич вызвал Аню с Сережей, и они приехали в Москву. Вскоре Алексей Сергеевич был откомандирован в Иран на строительство шоссейных дорог, куда он поехал с семьей. Они там пробыли около года, а затем вернулись в г. Москву.

Алексей Сергеевич продолжил работать по своей специальности на руководящем посту. Это происходило много лет – и в военное время, и после окончания Великой Отечественной Войны уже в мирное время.

Анна Александровна всегда очень ответственно относилась к роли хозяйки дома, образцово вела хозяйство, заботилась о здоровье своих близких, чтобы их труд был успешным.

В трудные военные годы, когда я училась в институте, Аня старалась меня поддержать, приглашала к себе домой, т. к. у них было больше возможности в отношении продовольственного снабжения. На студенческие продовольственные карточки в 1943 г. и большую часть 1944 г. практически ничего не давали. В магазине свободно продавали морс – вода, подслащенная сахарином и подкрашенная пищевым красным красителем. Мы иногда его покупали, но он был невкусным. Когда я поехала на учебу в г. Москву, мама мне выделила несколько ложек крахмала. Больше у нее ничего не было. Я его хранила. Но вот однажды мы с подружкой решили из покупного морса сварить кисель. Предвкушали наслаждение. Взяли кастрюлю, закипятили морс, и я использовала свой крахмал, заварила кисель. Вдруг моя подруга спрашивает меня, а нужно ли посолить кисель? Этот вопрос застал меня врасплох, я не знала, что ответить и что сделать. Мне казалось, что всё уже готово. Но сомнение было настолько сильным, что я в растерянности сказала: ну ладно, давай посолим. И, о ужас, что мы наделали – мы загубили крахмал и вместо приятного кушанья получили жуткую гадость, которую есть было невозможно, несмотря на голодный желудок. Наши кулинарные познания нас здорово подвели. Что делать… так вот… Зато хорошо помню то, что в нашей громадной комнате (в общежитии) была одна студентка родом из деревни, которая из дома привозила мешок картошки и куски свиного сала. Каждый день устраивала нам испытание на прочный аппетит. В нашей общей комнате на плитке в сковородке растапливала сало, а затем жарила картошку. Запах был такой соблазнительный, что находиться в комнате было невозможно, и нам оставалось только уходить. Причем она никого никогда не угощала.

Студенты выкручивались, как могли. Я оформляла красочные показательные стенды в столовой дополнительного питания на Шаболовке напротив общежития, и за это иногда могла получить обед. Была донором, сдавала кровь и получала карточку, на которую одноразово давали продукты. Было вкусно, но мало.

Я старалась поддерживать довольно близкие отношения со всеми моими московскими родственниками, часто с ними общалась, и они меня всегда принимали тепло и доброжелательно. Как-то я приехала в гости в Анину семью, и меня познакомили с телевизором первого поколения, снабженным лупой, новинкой и большой редкостью. Правда, он меня не очень удивил, хотя многие восхищались этим изобретением. Уж очень маленький был экран, а лупа перед ним очень мало улучшала изображение и не производила большого впечатления (во всяком случае, на меня).

Алексею Сергеевичу на весенне-летнее время всегда предоставляли дачу, как правило, в живописных местах Подмосковья. Они меня приглашали довольно часто на дачу на выходные дни. Мы приятно проводили время на природе.

После окончания средней школы Сергей учился и окончил Московский Химико-Технологический Институт им. Менделеева. Затем работал в своем же институте, читал лекции и занимался научной работой. Женился на медработнике Нине. Родилась дочка Марина. Анна Александровна принимала активное участие в ее воспитании и становлении. После окончания средней школы Марина закончила Московский Химико-Технологический Институт им. Менделеева. Вышла замуж за Игоря, у них родился сын Антон. Сергей был откомандирован на педагогическую работу по своей специальности в Алжир. Он отработал там несколько лет. Нина (жена) была вместе с ним. Сережа интересно рассказывал о своих впечатлениях после экскурсий в пустыню. О каменных цветах на песке.

Анна Александровна помогала внучке Марине в устройстве ее семейной жизни, в воспитании правнука. После возвращения в г. Москву из командировки Сергей продолжил работу в своем институте.

Анна Александровна всегда была основным помощником во всех семейных делах и успешно их исполняла. Прожила Анна Александровна достойную уважения и примера жизнь.

в этой публикации отмечены:
  • Бусыгин Василий Дорионович (1960)
  • Бусыгин Василий Семёнович (23.02.1897 - 17.08.1991)
  • Бусыгин Дорион Васильевич (01.05.1930 - 05.11.1997)
  • Бусыгина (Цыпанова) Елена Александровна (15.02.1898 - 14.05.1984)
  • Жигайло Борис Георгиевич (26.03.1941)
  • Жигайло Сергей Борисович (09.03.1970)
  • Зверьков Ефрем Иванович (01.02.1921 - 31.07.2012)
  • Клочкова (Клыкова) Антонина (Нина) Панфиловна (22.02.1871 - 1941)
  • Ляликов Алексей Владимирович
  • Ляликов Сергей Александрович
  • Ляликова (Цыпанова) Александра Александровна (1906 - 1993)
  • Скобелев Алексей Сергеевич
  • Скобелев Сергей Алексеевич
  • Скобелева (Цыпанова) Анна Александровна (1913 - 1993)
  • Скобелева Нина
  • Флоренская (Цыпанова) Мария Александровна (1896 - 1982)
  • Флоренская Тамара Григорьевна (01.01.1921 - 10.01.2024)
  • Флоренский Гелиос Павлович (07.08.1924 - 07.03.1945)
  • Флоренский Павел Васильевич (1901 - 1970)
  • Цыпанов Александр Евгеньевич (1867 - 1942)
  • Цыпанов Дмитрий Александрович (1902 - 1935)
  • Цыпанов Леонард Николаевич (1925 - 1925)
  • Цыпанов Николай Александрович (07.02.1900 - 12.02.1975)
  • Цыпанова Ариадна Николаевна (30.04.1927 - 16.08.2021)
  • Цыпанова (Стенина) Вера Всеволодовна (06.09.1898 - 30.06.1960)
  • Цыпанова Наталья Александровна (1904 - 1935)
  • Цыпанова Ольга Александровна (1908 - 1999)
  • Цыпанова (Клыкова) Парасковья Панфиловна (1874 - 1956)
  • Ючко (Жигайло) Людмила Борисовна (16.01.1968)




  • комментарии к публикации:
    Светлана Зобнина, 07.01.2019
    Мой дед Цыпанов Степан Григорьевич (декабрь 1889 г.р.) тоже из с. Визинги. Прожил 93 года. Участник I мировой войны. Был в плену. У него были братья. Сколько всего братьев и сестер - не знаю. Хотелось бы узнать. Один из них слепой. Дед был женат. С первой женой расстались. Кажется, там остались двое детей (сын и дочь)? Он позже женился на моей бабушке Пальшиной Агнии Ивановне, 1903 г.р. (тоже с Коми). У них было 7 детей, трое из которых умерло в детстве. Моя мама - Валентина Степановна - 1937-2016. Меня зовут Светлана Владимировна. Хотела бы узнать о своем деде и его первой семье побольше.
    ответить

    эта публикация со страницы

    Цыпанова Парасковья Панфиловна

    даты жизни: 1874 г. - 1956 г.

    тех. поддержка проекта:
    treef.ru@mail.ru

    © TreeF.ru 2009 - 2024