просмотров: 1446
Плоды любознательности (Анна СИВКОВА)
Анна Георгиевна Малыхина – целая эпоха в краеведении нашей республики последних десятилетий. Родословные уроженцев Коми края и генеалогия в широком значении этого слова, судьба духовного сословия, изучение рода Куратовых, давшего основоположника коми литературы И.А. Куратова... В исследование каждой из этих страниц прошлого и еще множества других внесла свою лепту Анна Георгиевна. Интеллигентный, скромный человек, какой ее знают знакомые и друзья, она считает все свои исследования и открытия не какой-то заслугой или достижением, а прежде всего удовлетворением собственной любознательности, расширением познаний по истории прежде всего своей семьи и родовых корней.
Анна Георгиевна убеждена: все задатки, способности, интересы человека формируются в детстве. В юные годы проявляется первый интерес и к прошлому, к своим корням, а через них к истории родной земли и страны. Аня Игнатова родилась и выросла в селе Зеленец. Последыш, поскребыш в многодетной семье Игнатовых, она своим рождением, можно сказать, поставила конец кочевой жизни родителей.
Раиса Степановна и
Георгий Георгиевич были учителями, работали в сельских школах Усть-Куломского и Корткеросского районов. В семье кроме Ани росли семеро детей, но, несмотря на это, супругов то и дело срывали с места, отправляя закрывать бреши и вакансии то в одной, то в другой школе глубинки.
В Зеленце укоренились. Хотя с этим вычегодским селом Игнатовых связывали и более глубокие корни. В здешней церкви последним священником служил отец Раисы Степановны –
Степан Михайлович Попов. После революции он не избежал репрессий. Но в отличие от других сослуживцев в рясе избежал гибели в лагерях. Возвратился в Зеленец, где и отдал душу Богу.
Подраставшая Аня еще успела запомнить ласковые руки бабушки, маминой мамы
Людмилы Алексеевны. В гостеприимном доме всегда было тесно от домочадцев и гостей, словно в калейдоскопе мелькали упоминания о многочисленных предках, различные события минувшего, то и дело воскрешаемые в воспоминаниях и рассказах.
– Тогда же я впервые узнала, что дедушкин брат Иван Михайлович Попов был первым профессиональным геологом, уроженцем Коми края, – рассказывает Анна Георгиевна. – А с первым коми поэтом Иваном Алексеевичем Куратовым мы, оказывается, состояли в двойном родстве: и со стороны его отца, и со стороны матери.
Но прошли десятилетия, прежде чем эти родственные связи вылились в скрупулезные исследования и легли в основу нескольких уникальных книг, на обложках которых значится фамилия Анны Георгиевны.
Школу Анна Игнатова окончила в Свердловской области. В Зеленце тогда была лишь школа-восьмилетка, и, чтобы не снимать квартиру в Сыктывкаре у чужих людей, родители отправили младшенькую к старшему брату. К слову, почти всем своим детям Игнатовы дали высшее образование. Анна окончила электротехнический техникум связи и почти 20 лет проработала в Управлении связи Коми АССР. Продолжить образование ей не удалось. К заботам о своей семье прибавилась тяжелая болезнь матери, Раисы Степановны, за которой Анна Георгиевна много лет самоотверженно ухаживала. Эти годы, по ее словам, были не только отмечены напряжением. Последние годы жизни матери стали еще одним уроком, полученным от нее дочерью. Уроком терпения, самообладания, а также трепетного отношения к родным и близким. Раиса Степановна эти качества, словно эстафетную палочку, передала Анне.
Работа технарем на время отдалила ее от гуманитарных наук, к чему всегда была распахнута душа. Недостающие знания и сведения черпала из книг. Успела поработать в Сыктывкарском обществе книголюбов. Окончила курсы экскурсоводов и даже сумела потрудиться на этой стезе. Настоящее же погружение в историю наступило после того, как стала работать в православной газете «Вера» – «Эском».
Это совпало по времени с повышенным интересом к прошлому страны и Коми края тысяч и тысяч людей. В 1989 году в Сыктывкаре была возобновлена деятельность Общества изучения Коми края. Распахнули двери архивы. Чтобы попасть туда, раньше требовалось запастись специальным разрешением. А тут безо всяких препон и преград можно было окунуться в метрические и исповедальные книги, проследить жизненный путь предков, узнать имена и деяния далеких пращуров.
– Для меня настоящим потрясением стало участие в 1992 году в генеалогической конференции в Санкт-Петербурге, – говорит Анна Георгиевна, – куда впервые собирались представители различных сословий, многие из которых были упразднены и уничтожены после 1917 года. Все мои предки по материнской линии служили священниками, дьяконами. Понятно, что о них у нас дома рассказывали шепотом, ведь многие были репрессированы, погибли с клеймом «враг народа». А тут, на конференции, о них, вчерашних «классовых врагах», говорили с пиететом, уважением, любовью. После возвращения в Сыктывкар у меня словно крылья выросли. О своих предках я могла говорить без утайки, рассказывать о них с газетных страниц.
Погружение в историю преподнесло немало приятных сюрпризов. Самое главное – подарило знакомство с многочисленными родственниками, с замечательной когортой троюродных сестер. Многие из них жили в Сыктывкаре, но, как и Анна Георгиевна, вынуждены были скрывать свое происхождение. Боялись не за себя, за детей и внуков. Потому как помнили, на какие горести и лишения были обречены сами только за то, что их отцы и деды являлись священнослужителями.
– Долгие годы сбрасывалось со счетов и игнорировалось, что духовное сословие являлось в Коми крае самым грамотным и образованным. Именно священнослужители, их жены и дети становились первыми учителями грамоты, составляли летописи, помогали проводить переписи, насаждали доброе и вечное. Будь по-иному, не было бы у нас и Ивана Куратова, – подводит Анна Георгиевна к одной из тем, которой отдано почти 20 лет поисков.
Уже дважды за это время увидели свет книги о роде Куратовых, включающие сотни имен предков и потомков первого коми поэта. Когда Анна Георгиевна составила первое древо рода, к которому имела прямое отношение и сама, и корни и крона получились довольно «хилыми», слабыми, малочисленными. Несмотря на большое количество братьев и сестер Ивана Алексеевича Куратова, их судьбой за прошедшие десятилетия почти никто не занимался. Исключением являлась Тамара Алексеевна Чисталева, создатель литературного музея И.А. Куратова в Сыктывкаре. В свое время она сумела наладить переписку с некоторыми из них, а из Тобольска ей удалось привезти архив племянника первого коми поэта Н.А. Куратова.
– Знакомство с жизнью и судьбой куратовского рода помогло лучше осмыслить и творчество поэта, – считает Анна Георгиевна. –
А также проследить взаимоотношения между родственниками, их взгляды, устремления, пристрастия. К тому же многие выходцы из этого рода сами прославили себя и свое имя, стали незаурядными, выдающимися людьми.Еще один итог этого поиска – обретение новых имен. Анна Георгиевна особо выделяет встречу и знакомство с двумя потомками этого рода – москвичами, учеными О. Куратовым и Н. Глазовым. Оба долго ничего не ведали о своих северных, зырянских корнях. А проложить «мосточки» в коми веси им помогла А. Малыхина, которая воссоздала пышное родословное древо Куратовых.
Заодно с куратовским она составила родословные едва ли не всех священнослужителей Коми края. Эта информация с каждым годом становилась все востребованнее. Десятки, сотни людей со всех концов страны и даже из-за рубежа «атаковали» сыктывкарского краеведа с просьбами помочь, воссоздать, подсказать. Она никому не отказывала, щедро делилась добытыми из архивов данными.
В 1993 году вокруг Анны Георгиевны сплотилась горстка людей, связанных кровными узами с дореволюционными священнослужителями. Стали устраивать встречи, крестные ходы, посещать села, где служили отцы и деды. А некоторые, как Феликс Карманов, взялись за обустройство мест памяти своих погибших родных. Тогда же в местечке Подора, недалеко от села Помоздино, где был расстрелян священник Дмитрий Спасский, дед Феликса Григорьевича, был воздвигнут памятный крест. А в селе Помоздино заложена часовня, сегодня уже освященная и действующая. Сбылась мечта и Анны Георгиевны – увековечить последний приют матери И.А. Куратова – Екатерины Ивановны, урожденной Гориновой. В селе Чухлэм Сысольского района, на месте ее захоронения, был установлен памятный знак. Краевед очень признательна председателю Союза писателей республики Е.В. Козловой, которая подхватила инициативу и поспособствовала воплощению ее в жизнь.
Родовая община потомков священнослужителей и ее вдохновитель немало сил приложили и для прославления своих предков в лике святых. Сейчас в этом «пантеоне» – 17 имен наших земляков. Двое из них – Григорий Бронников и Николай Доброумов – близкие родственники Анны Георгиевны.
Знакомство с таким же неравнодушным и погруженным в исторические поиски человеком – Ларисой Тороповой послужило претворению в жизнь проекта, который, казалось бы, под силу лишь большому коллективу исследователей. Энтузиастки собрали и свели воедино данные о всех приходах и храмах Коми края, о которых осталось письменное упоминание. Кроме того, восстановили имена всех служивших в них священнослужителей, членов их семей. Особое место в этом громадном банке данных занимает судьба духовенства после 1917 года. Сюда включены имена не только наших земляков, но и всех тех, кого привезли на север по этапу: ссыльные, заключенные священнослужители, монахи, церковные старосты, рядовые люди, пострадавшие за веру. Сейчас эта база данных, насчитывающая несколько тысяч биограмм, выставлена в интернете, где пользуется большой популярностью.
– Свести воедино эти сведения – одно. Другое дело – выпустить книги и альбомы по уничтоженному сословию, как это уже сделано во многих соседних регионах. К сожалению, весь собранный материал – а это десятки, сотни уникальных фотографий, копии личных дел арестованных, письма, воспоминания детей и внуков репрессированных батюшек – продолжает ждать своего часа быть изданными. В Коми так пока и не увидела свет ни солидная монография, ни книга, посвященная истории духовенства. Наверное, сделать это должны профессиональные историки, – говорит Анна Георгиевна.
С этим утверждением трудно не согласиться. В нашей республике сейчас нет того звена, которое бы скрепляло сотрудничество между профессиональными историками и краеведами. Общие встречи, на которых можно было бы пообщаться, поделиться собранными данными, озвучить некоторые итоги исследовательской работы, практически не проводятся. Перестали выходить
«Известия Общества изучения Коми края». Краеведы вынуждены на свои скромные пенсии издавать книги. Вот и Анна Георгиевна уже выпустила несколько краеведческих книг. Но их тиражи мизерные, они не дошли даже до тех, кто обнародованными данными интересуется. В богатейшем архиве краеведа хранятся сверстанные ею самой макеты десятков книг по родословию священнических семей, истории приходов и храмов, «громких дел» 30-х годов по «разоблачению» духовенства. Кто оплатит издание этой литературы? За кем последнее слово, чтобы изданию книг по восстановлению исторической правды, краеведческим исследованиям в нашей республике был дан зеленый свет?
эта публикация со страницы