просмотров: 746
Война и школа. (К учительству церковных школ)
По всему Русскому государству от Польши и Днепра и до Севернаго Ледовитаго океана и Камчатки - пронеслись страшная весть о войне с немцами и призыв с высоты Престола подняться всей России "на ратный подвиг, с железом в руках, с крестом в сердце", против коварнаго врага, осмелившагося внезапно напасть на наше Отечество. И вся Русь, как один человек, откликнулась на призыв своего Верховнаго Вождя - Монарха. Позабыты все личные интересы, позабыта вражда, умолкли раздоры национальные и партийные. Со всех окраин обширнаго нашего отечества двинулись полки, дышащие отвагой, любовью к отчизне, на битву с врагом. У всех одна мысль, одна решимость - победить врага во что бы то ни стало. В грозную минуту Божьяго испытания сказался русский человек, безотчетно любящий свою Отчизну, Веру и Царя!
И оставшиеся дома - мирные жители городов, сел и деревень также не могли остаться безучастными к войне: - и они спешат оказать посильную помощь своим братьям, отцам, сражающимся и проливающим кровь на полях Галиции, Пруссии и Польши. Каждый стремится принести что-нибудь на алтарь своего Отечества! Каждый силится помочь своим братьям-воинам чем только возможно. Периодическая печать полна подобнаго рода известиями. По всем более значительным городам производятся грандиозные сборы на раненых, на теплую одежду, на "табачек" нашим солдатикам; организуются комитеты, попечительства для помощи пострадавшим от войны. Даже "стар и млад" несут свою лепту и труд. Где-то там в глухих "медвежьих" уголках Архангельской губ. старухи, едва влачащия свои ноги, сбирают полотно "на раненых", то из разных концов обширной нашей отчизны - милыя дети: Коли, Веры, Лизы... шлют свои сбережения "на войну".
И наша начальная школа, в частности второклассная, не осталась безучастной к войне. Теперь сплошь и рядом слышишь между школьной детворой разговоры о войне, "о немчах". Наименование "немец" на жаргоне детей стало синонимом врага. Настоящее государственное событие даже породило в школе своеобразную игру - "бить немцев". Во второклассной же школе часто приходится видеть группы учеников с газетой в руках у карты военных действий, с жаром обсуждающих военныя события и стремящихся определить где "наши", где враги... безучастными к войне они не могут остаться: - они также любят своим детским сердцем свою Родину; их отцы и братья сражаются где-то в далеких чужих окраинах Галиции и Пруссии и может быть льют свою кровь за Отчизну; может быть их уже нет в живых... Их радостныя, веселыя лица делаются сосредоточенными, не в меру серьезными...
Этим то временем, временем войны, нам учителям народной школы, и следует воспользоваться в целях воспитательных, развить в учениках патриотизм, безпредельную, самоотверженную любовь к своему Отечеству, любовь к своему ближнему - к убогому, сирому, беззащитному. Чтение соответствующаго материала из истории и географии на уроках русскаго языка и внеклассныя беседы о военных событиях, как нельзя лучше могут быть использованы учителем в данных целях.
Кроме того, настоящий момент следует использовать также и для развития в детях привычки к благотворительности и взаимной помощи. Пусть они выразят свое участие к сироте - кусочком хлеба, помощью в занятиях, в хозяйственной работе, даже просто словом участия, ласки. Нам думается, что ученики наших школ могли бы проявить свое участие и к больным, и к раненым... Пусть они по примеру библейской вдовицы, пожертвуют свои последние грошики, копейки, свои сбережения на это благое дело. Их маленькая жертва будет равноценна большой. Пусть эти деньги в собственном смысле - не ихния, не трудовыя; но важно то, что они жертвуют, они помогают. Благодаря этому, они приучатся быть отзывчивыми к людскому горю, к нужде человека...
Во время одной из бесед с учениками по поводу военных событий, у нас явилась мысль - собрать свои небольшия сбережения-копеечки и... послать на помощь раненым солдатам. "Наша жертва - ничтожна, разсуждали ученики, но, ведь, если каждая школа пошлет по рублю, по два, то составится порядочная сумма, и тогда не одному раненому солдатику мы, ученики, оказали-бы помощь". Мысль верная. В одной лишь Вологодской губ. начальных церковных школ до 754 и второклассных - 11 (по отчету губ. зем. <губернского земства> за 1911/12 уч. г.г.), а во всей Европейской России первых более 30 тысяч, а вторых более 400. Если даже и половина послала-бы свою лепту, то можно было бы открыть при какой нибудь общине Краснаго Креста не одну койку имени учеников церковных школ. И вот с этой-то мыслью, навеянной учениками, мы решаемся обратиться к товарищам-учителям церковных школ, оказать свое содействие в осуществлении намеченной благой цели. Пусть и наша церковная школа внесет свою лепту помощи в эту тяжелую годину попущения Божия. Все вместе будем сильны!
Итак - с Богом, товарищи, расположим своих питомцев-учеников, будущих граждан нашего Отечества в целях воспитания в них любви к своей Отчизне на святое и высокое дело помощи нашим славным защитникам родины - и пошлем через редакцию "Епархиальных Ведомостей" в редакцию журнала "Народное образование" (Изд. Училищнаго Совета при Святейшем Синоде. Птг <Петербург>. Кабинетская ул., д. № 13) наши посильные ученические сборы и попросим редакцию журнала на полученныя этим путем деньги открыть койку для раненых солдат в какой нибудь общине Краснаго Креста, имени учеников церковных школ.
На данное дело взаимной помощи раненым солдатам учениками Верхне-Тоемской второклассной школы выслана в декабре м. <месяце> в редакцию "Народнаго Образования" первая их посильная лепта - в размере 7 р. 15 к. *)
---------------------
*) Редакция Вологодских Епархиальных Ведомостей обращает внимание читателей на обращение к духовенству епархии, напечатанное в № 24 Епарх. Ведомостей 1914 г.эта публикация со страницы