просмотров: 2
Пейзаж с туманом и облаками
Художников-самоучек из семей Стениных и Цыпановых связывали родственные узы
Тамара Алексеевна Стенина и Ариадна Николаевна Цыпанова – ветераны Института биологии КНЦ УрО РАН. Их объединяет не только то, что большую часть жизни обе отдали науке. Женщины – двоюродные сестры и живут по соседству в одной сыктывкарской многоэтажке. Знакомство с ними и историей их семей обернулось открытием когорты их близких родственников, обладавших художественными способностями, писавших картины.
О том, что в роду Тамары Алексеевны и Ариадны Николаевны были талантливые живописцы, говорят даже стены их квартир, украшенные множеством этюдов и картин. Но при беседах выяснилось, что имена авторов работ домашних галерей широкому кругу поклонников живописи из нашей республики не известны. Они не были профессиональными художниками, рисование являлось для них лишь увлечением. Однако своему хобби эти люди предавались самозабвенно, с воодушевлением, что отразилось и в их работах – самобытных и свежих.
Всевышний в темечко поцеловал. Так говорят о людях, обладающих особым талантом. Юрий Стенин был из тех, в ком с детских лет проявились художественные наклонности. Любовь к рисованию привела его в студию, которой руководил Валентин Поляков. Первый председатель Союза художников Коми АССР всю жизнь без устали пестовал таланты. Для самых юных предназначалась студия, свившая гнездо по соседству с городским Домом пионеров. Отбоя от желающих научиться рисовать пейзажи и натюрморты никогда здесь не было. Десятки, сотни юных дарований прошли через школу Полякова. Но лишь единицы связали свою дальнейшую жизнь с искусством.
Среди последних был однокашник и друг Ю.Стенина по поляковской студии Энгельс Козлов, ставший народным художником России. «А брат разминулся с искусством, поступил на физмат Коми пединститута, – рассказывает о Юрии Стенине его сестра Тамара Алексеевна. – Точные науки ему давались легко. Но можно говорить, что он совмещал в себе и физика, и лирика».
После КГПИ Юрий Алексеевич учительствовал в школах города. Затем перешел работать в культпросветучилище. Оттуда и ушел на пенсию. А несколько лет назад, совсем еще не старый, он ушел из жизни.
В памяти сестры Юрий Стенин остался жить как страстный охотник, рыбак, тонко чувствующий окружающую природу человек. Любой свободный день он старался посвятить походу в лес, на рыбалку. Урбанизация в 60-70-е годы еще не достигла таких масштабов и темпов, как сегодня. Даже рядом с Сыктывкаром оставалось много тихих, глухих уголков и урочищ. Самыми притягательными местами для Ю.Стенина были глухариные токовища. Побывав на них, он без устали делился с родными своими наблюдениями А когда не хватало слов, брался за кисть. Рисовал замысловатые танцы на токовищах лесных пернатых великанов.
Каждое возвращение из лесных дебрей и кущ домой сопровождалось ностальгией по живой природе. Она же сподвигла доставать мольберт и попытаться передать на бумаге красоту журавлиного клина, лесного озера, дремлющего под шепот осиновых листьев, подернутого туманной дымкой осеннего утра. В царящей под куполом неба гармонии художника больше всего притягивали и завораживали облака. Белые кучи и перья, сменяющие друг друга над головой, он чаще всего и пытался запечатлеть. Одна из облачных фантазий брата хранится теперь у Тамары Алексеевны Стениной.
Писал Ю.Стенин и натюрморты. Остался жить и «Портрет отца», вышедший из-под его кисти. Кстати, отец Юрия Алексеевича – Алексей Всеволодович Стенин – был организатором медицины в Коми АССР, заведовал облздравотделом. Хотя Ю.Стенин и не стал художником, но всю жизнь постигал секреты и навыки рисовальщика, учился у именитых мастеров, срисовывал их произведения. В доме его сестры на видном месте выполненная братом копия картины М.Нестерова «Пустынник».
Наследие самодеятельного художника Ю.Стенина составляют десятки живописных полотен и акварельных этюдов, отмеченных поиском, изяществом, настроением. Все они хранятся у близких ему людей, не давая угаснуть памяти и об их авторе – интеллигентном, красивом человеке.
Корни Ариадны Николаевны Цыпановой по отцу – из села Визинга. У ее дедушки и бабушки – Александра Евгеньевича и Прасковьи Панфиловны Цыпановых – было восемь детей. И все они хорошо рисовали. А один из сыновей – Дмитрий – даже стал профессиональным художником. Но с отчим домом он рано расстался, жил в Ленинграде, там же и затерялись его следы.
Каждому из восьмерых детей Цыпановы в начале XX века сумели дать хорошее образование, шесть дочерей и сын стали педагогами. В 20-е годы семейное гнездо большой работящей семьи разворотили, дом конфисковали. Домочадцы рассеялись по стране кто куда. Но и на чужой сторонушке – в Москве, Ленинграде, Перми – Цыпановы состоялись как люди, работали преподавателями, были директорами школ.
Стены квартиры Ариадны Николаевны Цыпановой украшают пейзажи и натюрморты старшей сестры отца – Марии Александровны, по первому мужу Правдиной, по второму – Флоренской. Уроженка Визинги, она в родном селе и начинала свой профессиональный путь, работала учителем в школе, затем возглавляла ее. К слову, директором Визингской средней школы чуть позже был и отец Ариадны Николаевны – Николай Александрович Цыпанов. Талантливый поэт и тоже «немного художник». От отца дочери остался небольшой блокнот. Все страницы маленькой книжечки заполнены рисунками бытовых сцен, портретами сыктывкарских «жуликов». Художественные иллюстрации реальной жизни отец делал специально для подрастающей дочери. Эти картинки в детстве ее занимали и забавляли.
В отличие от отца тетя Мария рисовала почти профессионально: на мольберте, красками, размешиваемыми на палитре. Училась ли она где-то художественному ремеслу, ее племянница не знает. Для нее продолжает оставаться загадкой и то, как Мария Александровна совмещала преподавательскую работу с рисованием. После Визинги она проживала в Сыктывкаре, преподавала методику естествознания в пединституте.
Очень тяжело переживала гибель на фронте подававшего большие надежды сына Гелиоса в марте 1945 года. Вырастила дочь Тамару, ставшую научным работником в Москве.
В большой, трудной, отмеченной утратами и испытаниями жизни отдушиной и утешением оставались кисти и холст. Цветы, травы, листья, деревья... Все живое, так любимое Марией Александровной, не теряло силы, свежести и после того, как перекочевывало на грунт. Буйство природы художница умело подчеркивала буйством красок. А картинки, сотканные из цветов и света, дарила своим знакомым и родным. После ухода из жизни талантливой женщины большая часть ее художественного наследия осталась в Москве, где живет ее дочь Тамара Григорьевна.
Удивительный факт: с семьей Цыпановых из Визинги породнился один из корифеев Российской живописи, народный художник СССР, вице-президент Российской академии художеств Ефрем Иванович Зверьков. Он был мужем одной из сестер Цыпановых – Ольги Александровны, учителя биологии, работавшей после окончания Великой Отечественной войны директором в московской средней школе.
Сыктывкарские родственники часто гостили у тети Оли, останавливались у нее, бывая в Первопрестольной. Увлеченная работой, нагруженная всевозможными делами, она проживала прямо в здании школы, где и трудилась. В этот же школьный класс, превращенный в жилую комнату, после войны с фронта пришел Ефрем Зверьков. Приезду в Москву предшествовало длительное лечение в госпиталях, он был слаб, потерян. Ольга Александровна Цыпанова приложила все силы, чтобы талантливый человек окреп, нашел силы для жизни и творчества.
В последующие годы Ефрем Зверьков не раз посещал Республику Коми, бывал и в Сыктывкаре, гостил у родственников жены. У Ариадны Николаевны Цыпановой хранится каталог с одной из его выставок, где представлена картина «Кружевницы». Ефрем Иванович на страницах каталога оставил добрые напутствия родственнице по линии жены из столицы Коми и подчеркивал, что крайнюю слева кружевницу на своей картине он «списал» со своей супруги Ольги Александровны.
О.А.Цыпановой уже давно нет в живых. А 31 июля 2012 года ушел из жизни и Е.И.Зверьков. Память об этих людях, скрепленных вместе, тоже хранят сегодня в Сыктывкаре.
Анна СИВКОВА.
А.Сивкова, "Дым отечества", газета "Республика",2012 г.
эта публикация со страницы