главная статьи фото видео форум
 



Психология материнской заботы

просмотров: 980
16.06.2009

Психология материнской заботыМатеринская забота в младенчестве и детстве - главное условие для воспитания здорового человека, в психологическом и социальном плане. В благополучной семье у ребенка формируется позитивное представлением о себе, других людях и мире в целом. Именно от качества материнства зависит способность будущего взрослого вступать в отношения с другими, строить семью, быть хорошим родителем своим детям.

Механизму этого длительного во времени воздействия на формирование особенностей личности посвящены многочисленные исследования психологов и психотерапевтов британской школы (Д. Винникот, У. Бион, Дж. Бо-улби и другие).

Так, первое влияние матери на ребенка связано с опытом держания младенца в руках («холдинг») и контакта «кожа-кожа». Телесное соприкосновение, помимо ощущения тепла и чувства защищенности, дает младенцу первое «знание» о границах собственного тела и его целостности. Ребенок начинает «осознавать», что он в безопасности, здоров и может произвольно управлять своими движениями. Именно из этого опыта рождается впоследствии представление о собственных возможностях - психических и физических, которые становятся затем основой автономности и творческой активности. Тестирование взрослых людей с плохим опытом «холдинга» (тех, кого мало брали на руки или очень сильно пеленали) показало, что у них нет целостного представления о собственном теле и личности.

Так, нарисованные ими автопортреты состоят из незамкнутых фигур с разорванными контурами. Вторая линия влияния связана со способностью матери точно угадывать потребности младенца. Малыш не может определенно «сообщить» о своих желаниях. Только от чувствительности матери зависит правильно ли она поймет своего ребенка и удовлетворит его потребности. Например, младенец хочет, чтобы его взяли на руки, а вместо этого его начинают кормить. На базе опыта «понятости» у ребенка формируется одно из фундаментальных качеств личности доверие. Это доверие, по мнению американского психотерапевта Э. Эриксона, затем становится основополагающим бессознательным «убеждением», что мир и другие люди - хорошие.

Третья линия влияния связана с формированием у младенца, а впоследствии у взрослого, общих и, опять же, неосознаваемых установок относительно общения с другими людьми - представлений о приятных, неприятных или опасных ситуациях. Способность матери понимать периоды подъема и спада активности ребенка и синхронизироваться с их динамикой, формирует у него опыт не-навязанного контакта. Это играет огромную роль в дальнейшем развитии готовности и способности общаться.

Наконец, четвертая линия прямо связана с развитием речи и познавательных способностей ребенка. Мать - первый проводник ребенка во внешний мир вещей и внутренний мир состояний и переживаний малыша. Многократно изо дня в день, поднося ребенка к разным предметам и называя их, мать обучает ребенка навыкам словесного обозначения видимого. Таким образом, формируется речевая знаковая система, без которой невозможна социализация. Другая форма взаимодействия происходит тогда, когда мать интуитивно воспринимает настроение малыша, обозначая словами его состояния усталости, тревоги, радости, сытости и другие. В итоге постепенно ребенок научится осмысливать и говорить о своих переживаниях и, соответственно, накапливать собственный жизненный опыт.

Общим результатом первого года жизни благополучно развивающегося ребенка является отношение привязанности к матери, на базе которого развивается его исследовательская активность и эмоции интереса к миру. Этот вклад в развитие личности малыша не заменим и очевиден. И поэтому государственные сиротские учреждения, какими бы обеспеченными они ни были, не могут предоставить необходимых условий для развития детей. Для того, чтобы вырастить полноценного ребенка, необходима забота посвященного «сочеловека». В настоящее время в психологии принято мнение, что «мать» - это общее понятие, и материнские функции могут успешно выполнять отцы, бабушки, дедушки и другие любящие взрослые.



все материалы по генеалогии


тех. поддержка проекта:
treef.ru@mail.ru

© TreeF.ru 2009 - 2024