просмотров: 914
Сказка в наследство
В феврале этого года 100 лет исполнилось бы Александру Клочкову — художнику-оформителю, работавшему над спектаклями в драмтеатре и ДКЖ.«Я, его дочь, фактически выросла в театре. Папа много сделал для развития театрального искусства, но для нас он был еще и любящим отцом», — рассказывает Тамара Шилова, дочь Александра Клочкова.
Путь к себеАлександр Пантелеймонович родился в Архангельской области в семье педагогов. «Наверное, родители хотели, чтобы он продолжил их дело, и в 1929 году отец окончил школу второй ступени с педагогическим уклоном. Получив профессию учителя, он два года работал в школе, но судьба готовила ему другую дорогу», — в воспоминаниях об отце пишет его сын Юрий Клочков.
Художественное творчество так манило Александра Клочкова, что он бросил учительствовать и начал свою карьеру в Агиттеатре Котласа, где работал художником, пианистом, занимался фотографией и даже оборудовал первый в городе радиоузел. Но по-настоящему он обрел себя как художник в Вологде, куда семья Клочковых переехала в 1932-м году. Понимая, что без опыта и художественного образования будет трудно, Александр Пантелеймонович брался за любую работу в театре.
«Отец и сам понимал, что ему нужно было пройти «школу» художника-оформителя, набраться опыта у более зрелых коллег, выступая в роли их помощника», — рассказывает в воспоминаниях Юрий Клочков. Где только не трудился будущий оформитель вологодских спектаклей! От передвижного Ленинградского театра комедии до спектаклей ДКЖ. Наконец в 1937-м году мечта Александра Пантелеймоновича исполнилась — он стал художником-постановщиком Вологодского областного (тогда еще городского) драматического театра и оставался на этой должности вплоть до объявления войны. Он оформлял, к примеру, такие спектакли, как «Таня» (по пьесе Арбузова, 1938 год), «Враги» (по произведению Горького, 1938 год), «Падь серебряная» (спектакль к 22-й годовщине создания Красной Армии, 1940 год).
Особенно понравилась критикам работа художника над спектаклем «Сказка о царе Салтане» по Пушкину. Эту постановку подготовили в ТЮЗе в 1936-м году. «Радуя пестрым обильным богатством красок, одна ярче другой разворачиваются декорации: синие морские волны, зелень деревьев, желтые и алые крыши теремов», — писал театральный обозреватель «Красного Севера» Евгений Забелин.
Когда замолчали музыВ 1941 году Александр Клочков ушел на войну, сражался на Волховском фронте. Домой, своей жене и детям, он отправлял трогательные, нежные письма. «Я помню и буду защищать ваше детство от проклятого врага, напавшего на страну», — торжественно обещал Александр Пантелеймонович сыну и дочери в послании от 6 января 1942 года и тут же интересовался подробностями их детской жизни: «Дети, напишите мне и сообщите, ходили ли вы на елку в театр и что вам подарили из игрушек. Крепко целую вас…»
Иногда он присылал и рисунки, и дети с интересом рассматривали «Бой наших летчиков в небе с врагом», «Танкисты, вперед!». Александр Клочков, как мог, поддерживал боевой дух товарищей, во время передышки в землянке брал в руки гитару и играл «Бьется в тесной печурке огонь» и «Тонкую рябину».
На фронте Александр Пантелеймонович получил тяжелое ранение. Вместе с еще одним бойцом Клочкова отправили отнести донесение в полк. Товарищи старались идти незамеченными, но попали под обстрел врага. В итоге сослуживец погиб, а Александр Пантелеймонович все-таки выполнил приказ, но жуткой ценой — сильно обморозил ноги и, что особенно страшно для художника, руки. В 1943-м Клочкова демобилизовали. «Еще не вылечившись до конца, с трудом передвигаясь с помощью палки, с заболеванием глаз, отец вновь возвратился в театр», — вспоминает сын художника.
Сказка после войныПосле войны, словно наверстывая упущенное, вологжане активно потянулись к культурной жизни. Жители города охотно посещали выставки, библиотеки, концерты и, конечно, театры. В это время Александр Клочков служил одновременно и в драмтеатре, и в ДКЖ.
Символом возвращения к мирному быту стали новогодние постановки в этом доме культуры. Они получили огромную популярность. Все хотели отвести своих детей на елку именно туда. В этот период в ДКЖ трудился «звездный состав» — лучшие деятели вологодской культуры включая знаменитого балетмейстера Макса Миксера. Для Тамары Шиловой одной из любимых постановок ее отца стала сказка «Двенадцать месяцев» (по Маршаку). Роль падчерицы в спектакле сыграла Тамарина подруга Таня Простакова. «Нашу дружбу и светлые воспоминания об этом спектакле мы пронесли через всю жизнь. Таня сейчас живет на Украине, но мы поддерживаем связь», — говорит Тамара Шилова.
В послевоенное бедное время художнику-оформителю и его коллегам приходилось изворачиваться любыми способами, чтобы добыть самые элементарные материалы для декораций и костюмов: вату, ткань, фанеру. «Таня, например, играла падчерицу в своей шубке», — вспоминает Тамара Александровна. Но маленькие зрители, конечно, даже не догадывались об этих трудностях, для них «Двенадцать месяцев» были дверью в сказочную страну, где совершается новогоднее волшебство.
В ДКЖ каждый год Александр Клочков оформлял новогодний раек с окошечком. Сверху располагалась надпись «С Новым годом» и даты уходящего и наступающего года. Желающие могли просунуть голову в окошечко и сфотографироваться. Раек пользовался популярностью, и до сих пор во многих вологодских семьях хранятся такие снимки.
За свою карьеру Александр Клочков оформил около двухсот спектаклей, став одним из героев своей эпохи. Его способности унаследовали дети и внуки (например, дочь Тамара Шилова, учитель-литератор, вела театральную студию в школе №4), а вологжане сохранили об Александре Пантелеймоновиче самую благодарную память.
Александр Клочков скончался в 1980 году в городе Чернигове (Украина).
эта публикация со страницы