просмотров: 1320
Вся жизнь — театр
В одном из прошлых номеров газеты «Наша Вологда» в статье «Что тебе подарить» мы писали про театрального художника Александра Клочкова,оформившего за 20 лет работы в драмтеатре (с 1937 по 1957 год) более 100 спектаклей. После публикации к нам в редакцию пришла его дочь Тамара Александровна Шилова (Клочкова) с огромными альбомами с семейными фотографиями, афишами, эскизами декораций и рассказами о своей семье.
Театральный мастер«Папа был уникальный человек. Очень талантливый художник, всегда в работе. Не семья, не дети, а театр был для него главным, был для него домом», — делится своими воспоминаниями Тамара Александровна.
А ведь Вологда и еще семь городов Советского Союза, где довелось поработать Клочкову, могли и не увидеть удивительных по оформлению спектаклей, сказочных декораций и необыкновенных превращений на сцене. По желанию родителей Пантелеймона Александровича и Марии Павловны, которые были педагогами в одной из школ Архангельской губернии, Александр окончил школу с педагогическим уклоном и даже два года проработал в школе. Карьеру художника он начал в 1931 году, поступив в Агиттеатр Котласа. Через год после смерти главы семьи Мария Павловна и два ее сына — Борис и Саша — переезжают в Вологду, где у Марии было много родни. Здесь семья Клочковых заново устраивает свою жизнь. 19-летний юноша стал работать художником в Клубе Октябрьской революции, оформляя спектакли самодеятельных коллективов клуба. С 1937 года он еще и художник-постановщик Вологодского драматического театра. Именно в Вологде в полной мере раскрылся его талант, здесь накапливался опыт и росло мастерство.
В Вологде Александр нашел и свое семейное счастье. С юной вологжанкой Валентиной Веселовой он познакомился в ДКЖ. «В то время в клубе ставились изумительные спектакли, было много самодеятельных коллективов, была и своя балетная студия, в которую и ходила увлеченная театром Валентина», — рассказывает Тамара Шилова. У супругов родились двое детей — Юра и Тамара.
Потом грянула война, и 28-летний Александр Клочков ушел на фронт. «Он рисовал даже на войне, — рассказывает его дочь. — На обратной стороне присланных нам с Юрой писем он изображал военные будни. Переживал, получили ли мы подарки на Новый год, ведь даже во время войны театр не прекращал свою деятельность, а в Новый год для детей устраивались праздники». Домой Александр вернулся в 1943 году после тяжелейшего ранения. «Папе с товарищем нужно было доставить донесение, была зима, они попали под обстрел, товарищ погиб, а папа выполнил задание, но попал в госпиталь с тяжелейшими обморожениями рук и ног. У него еще и болезнь глаз была — я маленькая была, когда он вернулся, но помню, что все лицо у него было забинтовано. Казалось, что он и видеть больше не будет».
Еще не вылечившись до конца, передвигаясь с палкой, с заболеванием глаз, Александр Клочков вновь возвратился в театр. «Его работоспособность была удивительной! Как часто он проводил бессонные ночи, особенно перед премьерой спектакля. Не оставлял он и работу в ДКЖ. Как сказочно он оформлял там новогодние праздники с крутящейся новогодней елкой! И, помимо этого, папа по настоянию мамы делал для украшения домашней елки игрушки из папье-маше и других подручных материалов, а также что больше всего отец удивил всех и даже московских специалистов <.> спектаклем-сказкой для детей «Аленький цветочек» <.>.Очень трудно при постановке на сцене сказок создать эффект исчезновения или преображения героя, показать, как на глазах у публики сами собой передвигаются предметы или человек переносится по воздуху. В театре издавна используют простой метод -в нужный момент на минуту выключают свет. Но этот способ был для отца неинтересен и скучен. Он говорил, что зрители, особенно дети, должны удивляться, должны верить сказке, верить в чудеса и знать, что добро всегда победит зло. В спектакле «Аленький цветочек» все эти «превращения» происходили на глазах у зрителей при включенном освещении. Секрет всех «чудес» заключался в том, что главный художник, обладая богатой творческой фантазией, использовал для трюков так называемый «черный кабинет», который применялся фокусниками в цирке».
При огромной загруженности в театре и ДКЖ Александр Пантелеймонович еще и много рисовал, ходил на этюды, писал пейзажи и натюрморты. Результаты его прогулок по Вологде его сын Юрий оформил в альбом «С карандашом по Вологде».
Из театра в театрВ 1956 году после развода Александр Клочков уехал из Вологды. Итогом его 20-летней работы стали 107 спектаклей. Покочевав по театрам страны, Клочков обосновался в Чернигове, работая главным художником музыкально-драматического театра. Всего за 45 лет творческой деятельности им было оформлено 233 спектакля. После выхода на пенсию в 1975 году он остался жить на Украине, где и скончался в июне 1980 года. После его смерти его вторая жена переслала дочери художника по почте огромный чемодан с его архивами — афишами, набросками, эскизами.
«На мне папины гены отдыхают, — улыбается Тамара Александровна. — У меня в школе по рисованию была тройка. Наш учитель рисования смеялся: вот тебе и дочь художника. Талант папы полностью передался брату Юре. Он был правой рукой папы, его помощником». Но, как говорит Тамара Александровна, «кусочек таланта папы» и огромная любовь к театру достались и ей. Будучи учителем словесности, она организовала в средней школе № 4 г. Вологды детский театр-студию «Фантазеры», просуществовавший пять лет, в постановках которого участвовали и дети, и учителя.
эта публикация со страницы